Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является оптимизация сети сельских школ с целью развития образования на селе и создания условий для обеспечения доступности и высокого качества сельского образования. Сегодня школа становится средством духовного возрождения села. Поэтому совершенствование ее работы - проблема не только педагогическая. Она связана с экономическими, социальными, политическими, демографическими сферами развития села.
Создание программы развития школы – закономерный итог предыдущей работы школы и результат существующих проблем.
В том, что школа по сути своей есть особое социокультурное пространство, сомневаться не приходится. Именно в школе закладывается тот культурный базис, который человек потом пронесет через всю жизнь. Главное, чтобы образовательный и воспитательный процессы соответствовали требованиям времени, точнее, по возможности даже опережал его.
Сегодня МБОУ СОШ №5 села Прикумское Минераловодского муниципального района Ставропольского края представляет собой современное образовательное учреждение, успешно осуществляющее учебно-воспитательный процесс.
На территории села находится несколько учреждений, с которыми школа поддерживает тесную связь: Дом культуры, библиотека, медпункт, ДМШ, ДЮСШ г Минеральные Воды, храм, ДДТ г М В, Совет ветеранов ВО войны с Прикумское, администрация села. Школьная модель ориентируется на реальную жизнь, на проблемы, которые решает страна, село и каждая семья, живущая на территории населённого пункта.
Системообразующим элементом сельского социума является школа. Сегодня актуальна проблема поиска новых принципов организации образовательной системы сельского социума, внедрения инновационных моделей взаимодействия села и школы, определения новых более эффективных форм взаимодействия с возможными социальными партнерами, использования педагогических ресурсов социального окружения.
Возникает процесс сотворчества, благодаря которому и ребята, и взрослые повышают свой культурный уровень, знакомятся с новыми социальными ролями. Например, с ролью не только потребителя окружающей информации, но и ее создателя, аналитика и распространителя. Совместное сотрудничество, сотворчество сближает, сплачивает детей и взрослых.
Использование новой модели партнерства, использующей ресурсы культуры, образования, общественных и молодежных организаций, СМИ, Интернета, социальных и психолого-педагогических центров, депутатов районного собрания, благотворно влияют на развитие школы как социокультурного центра, способствует расширению образовательного пространства школы.
Программа развития МБОУ СОШ №5 села Прикумское на 2020 - 2026 годы представляет собой долгосрочный нормативно — управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.
Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы как социокультурного центра села, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах: личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие; гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
Нашей школе 48 лет. Она вместе с ребятами проходит путь формирования традиций, идёт в ногу со временем и старается внедрять самый лучший и передовой опыт педагогической работы. Именно здесь формируется та атмосфера, в которой ребёнок может полноценно развиваться физически, духовно, культурно. Формирует ту уникальную среду, в которой на ключевых этапах развития человека происходит становление мировоззрения, нравственных установок личности, закладываются учебные и другие жизненно важные навыки, необходимые для развития личности в обществе.
Школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню возвышается над окружающей ее микросредой, она положительно влияет на культурное развитие среды, обогащает свою жизнь духовными ценностями среды, она работает в режиме саморазвития. Нашу школу можно рассматривать как активный фактор среды. Именно от неё идут позитивные импульсы культурной жизни, семья получает помощь в воспитании и обучении детей, развитии их способностей и интересов. Она является педагогическим фактором этой среды, духовной составляющей ее социальной жизни, социокультурным центром.
Программа развития является главным управленческим стратегическим документом ОУ и призвана способствовать упорядочению и мотивированию совместной деятельности по развитию всех субъектов воспитания и образования.
В основу Программы развития школы положены следующие стратегические документы:
-Конституция РФ;
-Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»;
- Федеральные Государственные образовательные стандарты;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Региональные и муниципальные документы;
- Устав и Типовое положение об образовательном учреждении.
Миссия школы.
Стать образовательным и культурным центром в селе, выбирая направления и профили работы, интересующие население.
Деятельность школы направлена на подготовку конкурентноспособного выпускника, поэтому основная цель школы отвечает интересам и потребностям учащихся и их родителей как социальных заказчиков:
«Создание условий, обеспечивающих формирование образованной, конкурентно-способной и адаптированной к современным условиям личности через совершенствование учебно-воспитательного процесса, позволяющего решать задачи непрерывного образования».
Считаем, что школа должна создать условия для самореализации и развития каждого ученика на основе его возможностей.
В связи с этим для школы важными стали цели: сформиро
Современные возможности сельской школы
Программа развития «Школа-социокультурный центр развития на селе» является попыткой создать такую образовательную практику, под которой понимается процесс включения растущего человека в общество, благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры в условиях сельского социума.
Главные линии взаимовлияния среды и школы:
- Жизнедеятельность школы всегда происходит на фоне, который образует социум.
- Социум создает, учреждает школу как социальную организацию, даёт ей определённый статус, компетенцию, права и обязанности, даёт оценку её деятельности.
Объединение усилий учреждений культуры (СДК), дополнительного образования (кружки, секции), дошкольного образования (детский сад), учреждений здравоохранения (ФАП), шефских организаций (Пожарная часть, казачество, Совет ветеранов), предприятий (совхоз «Бештау»), предпринимателей с усилиями образовательного учреждения (школы) представляется перспективным и важным в свете комплексного решения проблем села. Нам видится создание социокультурного центра как общественной организации, объединяющей социальные структуры на селе , будет активизировать деятельность образовательного процесса во внешкольной жизни учащихся.
4.2. Основные направления преобразований
1. Сохранение, перенесение и «вписывание» в модель «Сельской школы как социокультурного центра » лучших достижений школы:
- форм и методов организации работы с учащимися 1 класса в течение полного дня, обеспечивающие полноценное воспитание первоклассников; организации и функционирования предшкольного образования детей 6 – 6,5 лет в МБОУ СОШ с. Прикумское;
- современные образовательные педагогические технологии, участие учащихся и педагогов в районных научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях, турслётах;
- преподавание предмета «Ритмика» в начальной школе;
- основные идеи системы воспитательной работы: программа НОУ «Совенок», модель воспитательной работы, программа работы ОЭП «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся», которые обеспечивают добровольное участие школьников в различных видах деятельности, позволяют им овладевать навыками самоуправления, расширяют поле их общения;
- краеведение – как приоритетное направление образовательного процесса (собирание и использование материалов для музея в урочное и внеурочное время, традиционное проведение недель краеведения, сохранение народных традиций в школе, семье, на селе);
- обязательное преподавание элективных курсов ;
- как эффективное средство интеллектуального и деятельностного развития школьников – систему кружков: Патриотический клуб «Память» ,спортивно-патриотический клуб «Ястреб», танцевальный кружок «Фейерверк», секция волейбола ,секция баскетбола, секция самбо-дзюдо ЮИД, «Настольный теннис» и внедрение ИКТ в образовательный процесс;
- работу по сохранению здоровья и физическому развитию учащихся школы (ОФП, физминутки, утренние зарядки в начальной школе), включающую в себя организацию качественного от 1 до 3-разового питания школьников, которые позволяют им выдерживать учебные нагрузки, прививают навыки здорового образа жизни;
- стабильность педагогического коллектива, который удерживает основные ценности школы и принципы образования, умеющие грамотно организовывать ситуации учения - обучения;
- финансовую самостоятельность (частичную). Бюджет школы пополняется за счёт аренды.
2. Модернизация содержания образования и обучения в школе, в том числе:
- включение в понятие «содержание обучения» не только организацию образовательного процесса (формы, методы, способы взаимодействия) в рамках учебных предметов, но и школьных обычаев, и традиций ,
и отношений;
- построение содержания обучения таким образом, чтобы оно удерживало четыре типа содержаний:
а) содержание формирования (знаковую форму и значение),
б)содержание познания (способы мышления и деятельности),
в)содержание воспитания (эмоционально-оценочное отношение к различным социокультурным единицам),
г)содержание учения – обучения (учебные действия и способ коммуникации);
- построение содержания обучения таким образом, чтобы оно удерживало пять типов знаний: методологическое, общенаучное, частно-научное, практико-методическое, конструктивно-техническое.
3. Построение пяти типов учебности в школе (учебная, производственная, исследовательская, проектная, управленческая деятельность), таким образом, чтобы:
а) в начальной школе ученики научились индивидуально осуществлять учебную деятельность на учебном материале в специально созданных условиях;
б) в основной школе – формировалась личность обучающегося, развивались его склонности, интересы и способности к социальному самоопределению;
в) в средней (полной) школе у учеников развивались творческие способности, формировались навыки самостоятельной деятельности на основе дифференциации обучения, выбор предметов самими обучающимися в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
4. Смотивировать деятельность субъектов образовательного процесса на обучение с формированием общеучебных умений и навыков как важнейшее условие развития и активизации учения школьников таким образом, чтобы можно было включить обучающихся:
а) в процесс решения социально-практических задач и реализацию познавательных, творческих и социальных проектов, обеспечивающих выращивание в каждом учащемся ценностей, идеалов и смысла жизни;
б) в освоение:
1) различных типов и видов мышления и деятельности;
2) методов выделения проблем и постановки целей;
3) приёмов разработки эффективных путей разрешения проблем;
в) в освоение: 1) методологических средств анализа ситуации. Проектирования и моделирования; 2) форм организации коллективного взаимодействия при осуществлении деятельности; 3) средств рефлексивного анализа собственной деятельности;
г) в освоение: 1) техники адекватного выражения собственной точки зрения; 2) техники сопоставления, понимания, критики и оценивания точек зрения других;
д) обеспечить: 1)понимание школьниками недостаточности собственного образования и применяемых способов работы; 2) понимание и усвоение правильных взаимоотношений.
5.Создание практики управления школой, позволяющей построить:
а) педагогам, обучающимся и их родителям совместное решение основных задач школы, через включение всех в социальное проектирование;
б) управление школой на основе полисубъектного взаимодействия, что требует выделения совокупности процессов, которыми управляет каждый коллективный или индивидуальный субъект (обучающийся, педагог, родитель, социальный партнёр) для достижения поставленных перед школой целей;
в) работу с родителями, через организацию деятельности Управляющего совета школы, координационного совета социокультурного центра, родительского комитета школы и комитетов по ступеням, обеспечивающую единые требования к школьникам, дополнительное финансирование развития школы. Формировать у учащихся способность к самоорганизации; социальную компетентность на уровне готовности к сознательному участию в гражданской жизни; способность к созидательной деятельности, к сотрудничеству; коммуникативную компетентность; способность вести диалог.